Стихи: 1.2.3.4.5. 6.7.8.9.10. | . 11.12.13.14.15. 16.17.18.19.20. |
Откровение. Греческое слово «апокалипсус», в переводе означает «открытый». «Откровение Иисуса Христа» можно свободно предположить, что такое название этой книги дал сам Иоанн. Само название этой книги категорически отрицает обвинение, брошенное на эту книгу, как запечатанную и недосягаемую для понимания. Эта книга содержит в себе весть, данную Богом с тем намерением, чтобы Его «слуги» на земле «услышали» и «соблюдали». А это невозможно сделать, если, прежде всего, эти люди не поймут эту книгу.
Иисус Христос. На греческом, как и на английском языках это предложение можно понимать как «Откровение», исходящее от Самого Иисуса Христа, или же как книгу, которая открывает Иисуса Христа. Но судя по содержанию текста, первоначальное объяснение остаётся в силе, ибо это есть «Откровение, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим». И в то же самое время и второе значение этого места также не должно быть упущено, ибо эта книга, прежде всего, открывает Иисуса и Его небесное служение после вознесения. В этом смысле Откровение действительно является дополнением к Евангелию, которое свидетельствует о земном служении Иисуса, книга Откровение открывает Его работу в плане искупления с того времени (ср. с 19:10). Относительно имени Иисуса — см. Мф. 1:1.
Дал Ему. С тех пор, как грех вошёл в мир, всякая связь между небом и землёй осуществилась через Христа.
Рабам. Так обычно называли себя первые христиане.
Чему надлежит быть вскоре. Мысль о том, что различные события, предсказанные в книге Откровения, должны были исполниться в недалёком будущем подчёркивается особенным образом семь раз — «чему надлежит быть вскоре». 1:1 и 22:6. «Время близко» 1:13. «Вот Я скоро приду» 3:11; 22:7; 22:20. Эта же самая мысль подчёркивается и в 6:11; 12:12; 17:10. Слова Иоанна: «Гряди, Господи Иисусе» 22:20 — является личным ответом на эти заявления о скором исполнении Божественного намерения. Идея о скором пришествии Христа пронизывает всю эту книгу, как в прямых, так и в косвенных словах.
Второе пришествие Христа является величайшим завершающим событием в великой борьбе между добром и злом, которая началась с тех пор, как сатана подверг сомнению характер Божий и Его правление. Ссылки в книге Откровения говорящие о скором пришествии Христа должны быть поняты в свете происхождения этой великой борьбы. Бог мог и имел на это право — уничтожить сатану в тот же момент, когда закоснелый в своём нераскаянии Люцифер продолжал вести восстание. Но Божественная мудрость отложила уничтожение зла до тех пор, пока природа и последствия греха не открылись бы в своём полном значении пред жителями вселенной. В различные критические периоды истории Божественная справедливость могла заявить «Совершилось!» и Христос пришёл бы, утверждая Своё царство. Ещё спустя много веков тому назад Христос мог бы привести в исполнение Свои планы относительно искупления мира. Подобно тому, как Бог дал Израилю возможность приготовить путь для Своего вечного царствия на земле, когда они обосновались в Обетованной земле и когда они возвратились после пленения в Вавилоне, так Он дал церкви апостольских времён преимущество осуществить Евангельские поручения. Вторая подобная возможность была дана при великом пробуждении в 19 столетии. Но во всех этих упомянутых случаях избранный народ Божий не воспользовался предложенными возможностями, которые так щедро и великодушно были предложены им.
Вдохновляемые словами Св. Писания Адвентисты после 1844 года ожидали скоро грядущего Христа. И когда в конце столетия Христос не пришёл, Адвентисты были неоднократно ободряемы тем, что Господь скоро и очень скоро придёт. Когда Е.Г. Уайт упрекали в том, почему Христос не приходит так быстро, как она об этом писала в своих ранних трудах, она отвечала: «Как же тогда принимать свидетельство Христа и Его учеников? Были ли они обмануты?... Ангелы Божии, передавая весть людям указывали на то время, как на очень короткое... И поэтому нужно сказать, что обетования и угрозы Божии также даны на условии» (Е.Г. Уайт, Ф. Уильямс. «Свидетельство Иисуса». 99 стр.).
Хотя мы видим, что второе пришествие Христа не основывается ни на каких условиях, всё же неоднократно повторяющиеся места в Св. Писании о скором пришествии Христа даны на том условии, каким образом церковь ответит на зов завершения работы Евангелия в своём поколении. Слово Божие, свидетельствующее в течение целого ряда веков о близости дня Христова не ошибается ( Рим. 13:12). Иисус уже давно пришёл бы, если бы церковь выполнила порученную ей работу. Церковь не имеет права ожидать Господа если она не выполнит определённых условий. Следовательно, заявление ангела в книге Откровения относительно близости пришествия Христа, которое положит конец господству греха должно быть понято как выражение Божественной воли и намерения. Бог никогда не имел в Своём намерении откладывать время завершения плана спасения, но Он всегда выражал Свою волю в том, чтобы пришествие Нашего Господа не откладывалось надолго. Такое создавшееся положение не должно быть понято в рамках предвидения пришествия Христа со стороны Бога относительно времени откладывания пришествия Христа, и с другой стороны это положение не следует рассматривать в свете развития исторических событий, имеющих место в истории мира с того времени, т. е. смотреть на развитие истории мира как на обязательное явление. Разумеется, Бог предвидел, что пришествие Христа задержится примерно на 2000 лет, но когда Он давал определённые вести для Своей церкви, через апостолов Он выражал эти вести во свете Своей воли и намерения относительно этого события для того, чтобы дать понять Своему народу, что в Его Божественном провидении не намечено и не определено никакой задержки, и что в этом нет никакой необходимости. Следовательно, семикратное заявление книги Откровение относительно близости пришествия Христа нужно понимать в свете Божией воли и намерения, как условные обетования, а не как слова, основанные на Божественном предвидении или же определении. На этом основании, без сомнения, и должна быть найдена полная гармония между местами Св. Писания, которые убеждают приготовиться к скорому пришествию Христа и теми пространственными пророчествами, которые указывают на задержку этого события.
И Он показал. — указал, объявил, открыл, сделал известным, объяснил.
Ангел. Греческое слово, что означает «вестник». Ангелы часто действуют как носители Божественного Откровения (см. Дан. 8:16; 9:21. Лк. 1:19, 26 и т. д.). Этот ангел был Гавриил (см. Лк. 1:19).
Иоанну. Т. е. апостолу Иоанну. Откровение — единственная книга, написанная Иоанном, в которой он называет себя по имени (ср. 2 Ин. 1::3. Ин. 1).
1 ст. Это Откровение было дано для утешения и наставления
церкви для всех христианских времён. Многие богословы считают эту
книгу запечатанной и её тайны необъяснимыми. Поэтому многие оставили
эту пророческую книгу, отказались исследовать её тайны. Но Бог не
желает, чтобы Его народ так же относился к ней. Это «Откровение
Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим чему
надлежит быть вскоре» (
«Ввиду самого свидетельства Слова Божия, как ещё могут люди
осмеливаться учить, что Откровение — это тайна, недоступная
пониманию? Нет, — это открытая книга. Исследование Откровения
направляет разум человека к пророчествам Даниила, и эти две книги
вместе взятые представляют собой важнейшие истины, данные Богом людям
относительно событий, которые должны произойти в конце истории земли»
(
Свидетельствовал — быть очевидцем, говорить на основании личного свидетельства. Прошедшее время говорит о том, что автор здесь ссылается на то, что он уже приготовился к тому, чтобы писать для своих читателей, которые прочтут об этом немного позже, когда он уже напишет. В посланиях Павла (см. Гал. 6:11. Флп. 2:25) есть много мест подобного употребления прошедшего времени, что было особенно популярным среди греков и римлян. Употреблением такой грамматической формы выражено уважение к читателю. Здесь Иоанн говорит о себе, как об очевидце, свидетельствуя обо всём том, что Бог открыл ему.
Слово. Греческое слово «логос» — изречение, весть (см. Ин. 1:1) непреложная истина.
Божие. Т. е. исшедшее от Бога, или же сказанное Им. Здесь Иоанн возвращается обратно к «Откровению Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» (ст. 1) «Слово Божие», «Свидетельство Иисуса», и «всё, что он видел» — все эти слова относятся к «Откровению» из 1 стиха.
Свидетельство Иисуса. Это выражение может относиться к книге Откровение как вести, исходящей от Иисуса о том же Иисусе. Но по содержанию текста более предпочтительно первое предложение. Ибо сама по себе эта книга и вышла из уст Иисуса и говорит о Нём.
Первый и второй стихи являются иллюстрацией типичного библейского параллелизма, в котором первая и четвёртая строчки, вторая и третья параллельны.
«Откровение Иисуса Христа»
«Которое дал Бог».
«Слово Божие».
«Свидетельство Иисуса Христа».
Видел. Слова, обозначающие зрительное действие и восприятие, встречаются 78 раз в книге Откровения, а слова, обозначающие слуховое восприятие — 38 раз. Откровение является действительной книгой, очевидным свидетельством о том, что Иоанн видел и слышал в видениях.
Блажен. Греческое слово «счастлив» (см. на Мф. 5:3). Некоторые предполагают, что это ссылка на Лк. 11:28.
Читающий. Несомненно, что, прежде всего, эти слова относятся к тому, кто в древности публично читал в церкви священные свитки. Иоанн предчувствует радость того, как это послание, с которым он обращается к «семи церквям Асии» будет публично читаться в присутствии собранных членов в каждой общине (Ср. Кол. 4:16. 1 Фес. 5:27). Этот христианский обычай отражает древнюю иудейскую традицию чтения «закона и пророков», «в синагоге каждую субботу» ( Деяния 13:15; 27:15—21). Напоминание о том, чтобы книга Откровение читалась в церквях Асии даёт право предполагать, что изложенные в ней вести нашли своё первоначальное отношение уже в дни Иоанна (см. Откровение 1:11).
Слушающие. То есть члены каждой общины. Заметьте, что читающий только один в каждой общине, в то время как много «слушающих» того, кто читает. Благословения, покоящиеся на тех, кто будет присутствовать при чтении Откровения в «семи церквях Асии» принадлежит всем христианам, которые будут читать книгу Откровение с желанием получить совершенное познание записанных в ней истин.
Слова. Это имеет отношение не к отдельным словам, а ко всей книге.
Пророчества сего. Некоторые предполагают, что Иоанн этими словами специально подчёркивает равенство книги Откровения с другими пророческими книгами Ветхого Завета, которые читались в синагогах каждую субботу. Хотя слово «пророчество» употребляется в Библии как определение любой вести от Бога ( Рим. 12:6) книга Откровение в самом узком смысле этого слова может быть названа пророчеством, предсказывающим события будущего.
Соблюдающие. Форма этого глагола на греческом языке обозначает постоянное соблюдение чего-то, соблюдение всех данных предостережений в этой книге как правила жизни (см. Мф. 7:21, 24).
Написанное. Буквально, уже написанное, не подлежащее изменению, проверке и исправлению.
Время. Здесь слово «время» имеет значение особенного отрезка времени, которое определено для исполнения особенного события (См. Мк. 1:15). Указанная здесь близость времени определяет время для исполнения «написанного» и «того, чему надлежит быть вскоре» ( Откровение 1:1). Надвигающаяся близость этих событий, побуждает к внимательному соблюдению «слов пророчества». Таким образом, Откровение является особенной книгой для тех, кто верит, что время пришествия Христа близко.
Близко. В виду того, что мы живём в последние мгновения
времени, пророчества книги Откровения особенно важны для нас. «Книга
Даниила и Откровение должны пользоваться особенным вниманием как
никогда раньше в истории нашей работы» (
«Книга Даниила распечатана в книге Откровения Иоанна»
(
2 — 3 ст. «Все должны как можно больше изучать, писать и издавать относительно того, что теперь совершается, и что имеет отношение к спасению душ. Давайте пищу вовремя людям пожилого возраста, а также и молодым; как познавшим истину, так и не познавшим её. Пусть всё, что только может вывести церковь из спящего состояния будет пущено в ход без какой-либо задержки и промедления. Время не должно тратиться на то, что не необходимо, и что не отвечает настоящей нужде народа. Прочтите три первых стиха в 1 главе книги Откровения, и вы увидите, какую работу должны выполнять те, кто говорит, что верит в Слово Божие:
«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы
показать Своим рабам, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав
оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал
Слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен
читающий и слушающий слова пророчества сего, и соблюдающий написанное
в нём; ибо время близко»» (
«Господь открыл Иоанну такие вопросы, в каких Он видел, что
Его народ будет нуждаться в последние дни. Данные Им наставления
находятся в книге Откровения. Те, кто будут сотрудниками с Господом и
Спасителем Иисусом Христом проявят глубокий интерес к истинам,
изложенным в этой книге. Пером и словом они будут объяснять
прекрасные истины, какие открыл им Христос. Свидетельство Христа —
это свидетельство самого торжественного характера и оно должно стать
известным миру. Через всю книгу Откровения как золотая нить проходят
самые драгоценные, возвышенные обетования и наряду с ними и самые
страшные предостережения. А те, которые говорят, что обладают
познанием истины, читали ли свидетельства, данные Иоанну Христом? Там
нет ни предположений, ни научного тумана. Там изложены истины,
которые касаются нашего настоящего и будущего благополучия. Зачем
подменять пшеницу мякиной?» (
3 ст. «По мере приближения к концу истории мира от
нас потребуется особенное внимание в изучении пророчеств, относящихся
к последним дням. Последняя книга Нового Завета проникнута истиной,
которую мы должны понимать. Сатана ослепил сознание многих людей, так
что они с радостью готовы ухватиться за любое извинение, чтобы только
не сделать книгу Откровения предметом своего серьёзного изучения. Но
Христос через Своего слугу Иоанна заявляет, что будет в последние дни
заявлять: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и
соблюдающий написанное в нём»» (
«Это был Гавриил, ангел, занимающий второе место после Сына
Божия, который пришёл к Даниилу с торжественной вестью. Это Гавриил,
«Его ангел», которого Христос послал Иоанну открыть
будущее, и над всеми читающими и слушающими слова этого пророчества и
соблюдающими написанное в нём «покоятся благословения Божии»»
(
«Торжественная ответственность покоится на стражах... Как
правильно они должны понимать и объяснять слова Божии: «Блажен
читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное
в нём»» (
«Это воспитание должно быть преподано с великим терпением.
Наши уроки должны соответствовать тому времени, в котором мы живем, и
наши наставления должны быть даны согласно вести, посланной Богом»
(
Иоанн. См. 1 ст. Тот факт, что автор не считает необходимым что-либо говорить ещё о себе, свидетельствует о том, что он был хорошо известен общинам в Асии. Это также свидетельствует о достоверности послания, ибо в таком случае никто уже не мог предъявить своих прав и претензий на это послание. Простота, с которой автор ссылается на себя в начале, согласуется с той кротостью и смирением, каким отмечено и всё Евангелие Иоанна.
Семи церквям. Начиная с этих слов и по 3 ст. Откровения включительно мы видим типичную форму древнего письма, или точнее выражаясь, серию писем, которые являются как бы вступлением ко всей остальной части этой книги. Что касается объяснения на число «семь» в Откровении и семи церквей — см. 1:11.
Асия. То есть римская провинция Асии — область, примерно 300 миль от запада к востоку, и 260 миль от севера — к югу, западная часть которой теперь известна как малая Азия. В древнегреческие времена эта область занимала центральное место в Пергаме, которая являлась центром греческой культуры. В новозаветное время Асия оставалась важным центром греко-римской культуры. Павел провёл много месяцев там (см. Деяния 18:19—21; 19:1—20). И в результате его трудов им были написаны послания к жившим там христианам ( Ефесянам, Колоссянам и Филимону). Его первое послание к Тимофею, которому в то время была поручена забота о церкви в Ефесе, а возможно и обо всех общинах в этой области, свидетельствует о хорошо организованной работе. Павел был апостолом язычников и вполне вероятно, что члены этих общин в римской области Асии были преимущественно язычниками.
После перемещения центра христиан в Иерусалим, примерно в конце 70-х годов, после смерти Христа Асия приобрела значение христианского центра, благодаря влиянию ап. Иоанна, который там жил и занимал руководящее положение. Согласно преданиям, он жил в Ефесе и путешествовал по свей провинции «ставя пресвитеров, следя за порядком в общинах и рукополагая, как на это указывал Дух» (Клементий, из сочинений «Кто тот богатый человек, который будет спасён?»).
Благодать вам и мир. См. Рим. 1:7. 2 Кор. 1:2... Предполагают, что это приветствие представляет собой комбинацию обычного греческого приветствия «привет» ( Иак. 1:1) и еврейского приветствия «мир». Эти два слова «благодать и мир» появились в обычном приветствии в ранних христианских письменах и представляли собой позже форму приветствия в апостольские времена (см. Рим. 1:7. 1 Кор. 1:3. 2 Кор. 1:2. Гал. 1:3...).
Который есть. Греческое выражение «существующий», по-видимому, заимствованное из Исх. 3:14, где оно употреблено, чтобы перевести Божественное имя — Я Есмь. Подобное выражение в еврейском языке означает вечное, не ограниченное временем бытие Бога. Из содержания 4 и 5 стихов становится ясным, что эти слова относятся к Отцу.
Который был. Бог был во всю вечность ( Пс. 39:3).
Который грядёт. Или же «грядущий». Выражение «Который есть», «Который был», «Который грядёт» — говорит о том, что последнее предложение следовало бы выразить в форме будущего времени, т. е. «Который будет». Хотя можно предположить, что это имеет отношение ко второму пришествию Христа, но такое предположение не совпадает с содержанием текста, и автор вряд ли хотел выразить эту мысль. Эти слова относятся к Отцу и говорят о Его вечности и о том, что Он теперь существует и будет всегда существовать. Личное существование Бога переступает пределы времени, но Иоанн прибегает к временным формам и выразил на ограниченном человеческом языке безграничность вечности.
Семи Духов. Относительно значения числа «семь» в Откровении — см. 11 ст. В другом месте этой книги, эти семь духов представлены как семь огненных светильников (см. 4:5), как семь глаз Агнца (см. 5:6). Указанная здесь связь «семи духов» с Отцом и Христом означает, что они представляют собой Св. Духа. Число «семь» вероятно символически говорит о Его совершенстве и также ещё может означать разновидность тех даров, посредством которых Он работает через человека (см. 1 Кор. 12:4—11. Откровение 3:1).
Пред Его престолом. То есть, «Который есть», «был» и «грядёт». Занимаемое положение, возможно, говорит о готовности к немедленному исполнению поручений (см. 4:2—5).
Иисуса Христа. см. 1 ст. Другие члены Божьего правления уже были перечислены в 4 стихе.
Свидетель верный. На греческом языке это определение является как бы приложением к имени «Иисуса Христа», которое стоит в творительном падеже и отвечает на вопрос: чем? Христос — верный Свидетель, потому, что Он является совершенным представителем Божьего характера, мудрости и воли для всего человечества (см. Ин. 1:1, 14). Его безгрешная жизнь среди людей и Его самоотверженная смерть свидетельствует о святости Отца и Его любви (см. Ин. 14:10; 3:16).
Первенец. (см. Мф. 1:25. Рим. 8:29. Ср. с Ин. 1:14). Хотя Иисус и не первым воскрес из мёртвых в смысле времени, но Он считается первенцем в том смысле, что все воскресшие до Его смерти и после, приобрели эту свободу от уз смерти, только благодаря Его заслугам победы над могилой. Его сила, низлагающая Его жизнь и возвращающая её обратно ( Ин. 10:18), выделяет Его среди всех остальных людей, когда-либо вышедших из могилы, и характеризует Его как источник всякой жизни (см. Рим. 14:9. 1 Кор. 15:12—23. Ин. 1:4, 7—9). Это название вполне совпадает с мыслью Давида в Пс. 88:28.
Владыка. Или правитель. Этот мир есть законное владение Христа. Христос одержал победу над грехом и возвратил обратно утерянное наследие Адама, и поэтому Он является законным правителем человечества ( Кол. 2:15, ср. с Кол. 1:20, см. Откровение 11:15). В последний день все люди признают это право Христа (см. Откровение 5:13). Но признанный, или нет, Христос управляет всеми делами земли для завершения Своих вечных планов и намерений (см. Дан. 4:17). План искупления, сделавшись историческим фактом, посредством Его жизни, смерти и воскресения, шаг за шагом ведёт к великому дню победы (см. Откровение 19:15, 16).
Возлюбившему нас. Делая заключение по содержанию всего текста, можно сказать, «Который любит нас». Действительно любовь Божия открытая в Иисусе Христе является теперь историческим фактом, но Он «любит нас» сегодня также горячо и преданно, как и тогда, когда Он пришёл и принёс в наивысший дар Своего Сына.
Омывшему. Согласно содержанию текста, это слово обозначает «освободивший». Эта разница возникает при сравнении двух греческих слов «омыть» и «освободить». Быть освобождённым от греха, стать свободным от наказания и силы греха (см. Ин. 3:16. Рим. 6:16—18, 21, 22).
Кровью Своею. То есть смертью Христа на кресте. Эта жертва была принесена вместо нас (см. Ис. 53:4—6).
5 ст. «Мы должны избегать всего того, что может
породить в нас гордость и самовосхваление; поэтому мы не должны
принимать похвалы от других, ни хвалить в свою очередь других. Это
работа сатаны заниматься восхвалением. Он также занимается
восхвалением, как и обвинением и осуждением. Всеми этими методами он
губил души. Те, кто хвалит человека, используются сатаной как его
агенты. Пусть работники Христа не принимают ни одного слова похвалы.
Пусть «Я» будет изглажено. Один Христос должен быть
возвеличен. «Возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших
кровию Своею» пусть будет направлен каждый взор и вознесена
хвала каждого сердца» (
Царями и священниками. Содержание текста подтверждает ссылку на Исх. 19:6, ср. с Откровение 5:10 «царство священников». Христос основал из Своей церкви «царство» а её члены являются священниками. Быть членом этого царства означает быть «священником». Сравни «царственное священство» в 1 Пет. 2:9. Те, кто принимают спасение во Христе, составляют царство, Царём которого является Христос. Это место ссылается на место и царство Божественной благодати в сердцах людей (см. Мф. 4:17). Священником считается тот, кто приносит приношение Богу (ср. Евр. 5:1; 8:3). И в этом смысле каждый христианин имеет преимущество приносить «духовные жертвы» — молитву, ходатайство, благодарение, славу — Богу (см. 1 Пет. 2:5, 9). Так как каждый христианин является священником, то он может приближаться к Богу, ходатайствуя о себе без посредничества другого человека, а также за других. Христос — наш Посредник ( 1 Тим. 2) наш великий «Первосвященник» и через Него мы имеем преимущество смело приходить к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр. 4:15, 16).
Богу и Отцу Своему. То есть Богу, равно как и Отцу Своему.
Слава. Английский перевод говорит: «Ему да будет слава» т. е. Христу (см. ст. 5).
Держава. То есть, владычество, власть. Отнести владычество ко Христу, означает принять Его как истинного правителя вселенной. После воскресения Он получил «всю силу... на небе и на земле» (см. Мф. 28:18). Христос достоин бесконечной хвалы со стороны всего человечества за то, что Он одержал победу над грехом и смертью (см. Кол. 2:15). Сатана подверг сомнению право Христа на «славу и владычество», но по праву всё это принадлежит Христу. И этими убедительными словами о праве Христа на «славу и владычество» Иоанн заканчивает своё приветствие в письме ( Откровение 1:4—6).
Во веки и веки. Иоанн говорит о неограниченном во времени праве Христа над «славой и владычеством».
Аминь. См. Мф. 5:18.
5 — 6 ст. «Он примет славу». Христу
надлежит слава искупления падшего рода. Через все вечные времена
будет нестись песнь искупленных. «Ему возлюбившему нас и
омывшему нас от грехов наших кровию Своею... слава и держава во веки
веков» (
«При входе в Божий город Спаситель раздаст Своим
последователям эмблемы победы и наденет на них знаки соответствующие
их царственному положению. Блестящие ряды выстраиваются в квадрат
вокруг своего Царя, величие и осанка которого сияет неизречённой
любовью и милостью. В этом бесчисленном множестве искупленных, взор
каждого обращён на славу Того, Кто был «обезображен паче
всякого человека». Спаситель Сам Своей правой рукой возлагает
на головы победителей венцы славы. Для каждого искупленного
приготовлен венец с его новым именем и словами: «Свят Господь!»
Каждому также даётся победоносная пальмовая ветвь и блестящие гусли.
Затем по знаку, управляющий ангелов задаёт тон, и каждая рука искусно
перебирает струны и льётся прекрасная музыка. Неизречённый восторг
охватывает сердце каждого, и все уста сливаются в благодарности в
славословии: «Ему, возлюбившего нас и омывшему нас от грехов
наших кровью Своею и сделавшего нас царями и священниками Богу и Отцу
Своему, слава и держава во веки веков, аминь»» (
6 ст. «В то время как народ Божий с глубокой душевной
болью умоляет Отца дать ему чистое сердце, даётся повеление: «Снимите
запачканные одежды с них» и слышны ободряющие слова: «Вот,
Я удаляю твоё беззаконие от тебя и облекаю тебя в новые одежды».
Незапятнанная одежда праведности Христа возлагается на измученных,
искушаемых, но верных детей Божиих. Они сопротивлялись всем козням
обманщика, и остались верны Богу. Теперь они навсегда избавлены от
его прельщений. Их грехи возложены на автора греха. И остаток не
только прощён и принят, но и возвеличен и прославлен. На их головы
возлагается «царственная диадема». И они будут царями и
священниками Богу» (
Се, грядёт. Заключительное приветствие в 7 ст. Иоанн заканчивает главной мыслью всего Откровения, выраженной в словах «Се, грядёт». Второе пришествие Христа является единственной целью, к которой устремлены все. Здесь он использует настоящее время глагола «Он грядёт», чтобы таким путём особенно подчеркнуть действительность этого события, а также и близость его (см. 1 ст.).
С облаками. Такое же самое слово Иоанн употребляет в своём Евангелии 19:37, где он цитирует из Зах. 12:10. В переводе 70-ти по-видимому неправильно перевели это слово и в Зах. 12:10, вместо «пронзили» стоит «они прыгали от радости». Только в одном Евангелии от Иоанна мы встречаем место, где говорится о пронзённом боку Иисуса ( Ин. 19:31—37). Это одинаковое место между этими двумя книгами ещё раз говорит, что Откровение, а также Евангелие от Иоанна были написаны одним автором. Хотя Иоанн и писал на греческом языке, но в этом, и том случае он упускает это место, как оно переведено в 70-ти и даёт ему правильный перевод с еврейского. Это место ясно указывает на то, что лица ответственные за смерть Христа воскреснут из мёртвых, чтобы быть свидетелями Его пришествия (см. Дан. 12:2). Во время суда Иисус предостерегал иудейских начальников об этой страшной сцене ( Мф. 26:64).
Возрыдают. Буквально «изранят себя» согласно древнему обычаю наносить себе раны в знак глубокого горя. Но здесь следует полагать, что страдания будут более душевными, чем телесными. Это слово отражает угрызения совести нечестивых (см. Иер. 8:20).
7 ст. «Иисус покажет Свои руки со следами распятия.
Эти следы жестокости навсегда останутся на Его теле. Каждый след от
гвоздей будет свидетельствовать о прекрасной истории искупления
человека и о той дорогой цене, которая была внесена за его
искупление. Те же самые люди, которые пронзили Господина жизни,
увидят этот страшный след и будут горько плакать о том, что они
искалечили Его тело» (
«Могилы раскрываются и многие из спящих в прахе земли...
пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное посрамление и
поругание» (
Дан. 12:2). И все умершие в вере трёхангельской
вести выходят прославленными из могил, чтобы быть свидетелями того,
как Бог будет заключать завет мира с теми, которые соблюдали Его
закон. Тогда воскреснут и те, «которые пронзили Его», и
те, которые издевались над предсмертными муками Христа и насмехались
над Ним, а также и самые яростные противники Его истины и Его народа,
чтобы видеть Его славу и почести, которыми будут удостоены все верные
послушные дети Божии» (
«Мне было сказано, что я должна сказать особенные слова
предостережения нашим братья и сёстрам, которые находятся в опасности
потерять из вида ту специальную работу, которая должна быть проведена
в это время. Господь сделал нас хранителями священной истины. Мы
должны подняться и светить. В каждой стране мы должны возвещать о
втором пришествии Христа на языке Иоанна» (
«Се грядёт с облаками и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные, ей, аминь».
Я есмь. см. Ин. 6:20.
Альфа и Омега. Первая и последняя буквы в греческом алфавите. Эти слова говорят о полноте, обширности и в то же время означают, «начало и конец», «первое и последнее» ( 22:13). В этом примере, Господь, Который есть, был и грядёт, совпадает с 1:4. Тем не менее, в 11:18 выражение «Альфа и Омега» ясно указывает на Христа, Который также говорит о Себе как о «Первом и Последнем». В 22:13 слов Альфа и Омега относятся к Христу, как это видно из 16, Отец и Сын вместе разделяют безграничность времени.
Начало и конец. см. выше.
Господь. Согласно содержанию текста следует читать «Господь Бог».
Который есть. см. 4 ст.
Вседержитель. Греческое слово «правитель всего». Этот титул часто повторяется в Откровение 4:8; 11:7; 15:3; 16:7.
Я Иоанн. См. вступление к Откровению.
Соучастник в скорби. По-видимому, не один Иоанн в то время переносил гонения и страдания.
Царствии. То есть, в царствии Божественной благодати (см. Мф. 4:17). «Нам надлежит многими скорбями войти в царствие Божие» ( Деяния 14:22).
Терпении. Буквально при переводе это слово означает «находиться спокойно под гнётом чего-либо». Это слово здесь свидетельствует о практическом проявлении самодисциплины в тяжёлых условиях, когда только одно отречение от веры могло принести временный покой. Во Христе христианин получает силу «спокойно оставаться под давлением» (см. Рим. 2:7. Откровение 14:12).
Иисуса. Содержание текста более располагает прочесть «в Иисусе». Человек получает терпение как результат своей живой связи с Ним.
Был. Или «пришлось быть», говорит о том, что остров Патмос не был постоянным местом его жительства, но благодаря обстоятельствам Иоанн оказался там.
Патмос. Небольшой остров в Эгейском море в 50 милях на юго-запад от Ефеса. Его территория от севера к югу примерно 10 миль, и от востока к западу 6 миль. Патмос — скалистый, пустынный остров. Его изрезанные берега покрыты скалами, заливами. В 77 году после смерти Христа историк Плиний в своей книге «Естественная история» писал, что этот остров превратился в уголовную колонию, и не напрасно Иоанн, обращаясь к верующим, называл себя «соучастником в скорбях». Апостол находился на Патмосе как римский узник. Спустя 200 лет Викторинус Петац говоря об Откровении, писал: «Когда Иоанн писал об этом, он был на острове Патмос присуждённый к работам на каменоломнях Кесарем Домицианом».
За слово. Т. е. по причине «слова». Греческое толкователи против того мнения, что Иоанн специально попал на этот остров, чтобы там получить видения и записать их. Его слова «Слово Божие» и «Свидетельство Иисуса» относятся к его вдохновенному свидетельству о Евангелии, написанному более 50 лет назад с момента его изгнания. Это и было единственной целью его жизни, но при Домициане его бесстрашное свидетельство и послужило причиной его изгнания.
9ст. «Согласно императорскому указу Иоанн был сослан
на остров Патмос и осуждён за «Слово Божие и за свидетельство
Иисуса Христа». И как рассчитывали на это враги, оттуда уже
больше не будет распространяться его влияние, и что он, в конце
концов, погибнет там от лишений и невзгод» (
«Чрез того, кто сам себе говорит, что он «брат и
соучастник в скорби», Иисус открыл Своей церкви то, что она
должна была перенести ради Его имени. Проникая пророческим взором
долгие столетия мрака и суеверия, сосланный старец видел, как многие
умрут мученической смертью ради любви к истине. Но он видел и то, что
Тот, Который поддерживал своих свидетелей в прежние времена не
оставит верных последователей во все века преследования до конца
времени. «Не бойся ничего, что тебе будет надобно претерпеть»,
— говорит Господь. «Вот диавол будет ввергать вас в
темницу, чтобы искушать вас, и будете иметь скорбь... будь верен до
смерти и дам тебе венец жизни»» (
«Бог ведёт Своих детей неизвестными для них путями, но Он не
забывает и не покидает тех, кто доверяется Ему. Он разрешил, чтобы
Иов подвергся испытаниям, но Он не забыл его. Он допустил, чтобы
возлюбленный Иоанн был сослан на необитаемый остров Патмос, но Сын
Божий посещал его и видения полученные им овеяны бессмертной славой.
Бог допускает, чтобы Его народ подвергался испытаниям, чтобы
посредством личного мужества и послушания они духовно обогатились и
послужили своим примером источником подкрепления для других.
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит
Господь, намерения во благо, а не на зло» (
Иер. 29:11). Те же
самые испытания, какие таким жестоким образом испытывают нашу веру и
заставляют нас думать, что Бог наверное забыл о нас, должны привести
нас ближе ко Христу, чтобы мы могли сложить всё наше бремя у ног Его
и получить тот мир, который Он нам даёт вместо страданий»
(
«Мне было поручено, чтобы я сказала: пусть каждый член церкви относится с почтением к старым пионерам нашего движения, которые переносили много трудностей, испытаний. Они — сотрудники Божии, и в своё время исполнили серьёзную роль в работе Божией... Господь желает, чтобы молодые работники приобретали мудрость и зрелость в работе при тесной связи со старыми работниками. Молодые люди должны понимать, что это для них большое преимущество. Они должны оказывать большое почтение к мужам, убелённым сединой, которые обладают большими опытами развития работы. Они должны отводить для них почётные места на своих совещаниях. Бог желает, чтобы те, которые обратились в более поздний период, обратили внимание на эти слова.
Пусть Господь благословит и укрепит наших старых испытанных
работников. Пусть Господь даст им мудрость в сохранении их телесных,
умственных и духовных сил. Мне было поручено Господом сказать тем,
которые несли свидетельство в ранние дни нашего движения: «Бог
одарил вас силой мышления, и Он желает, чтобы вы поняли и
повиновались законам, могущим сохранить ваше здоровье. Не будьте
неблагоразумными. Не работайте сверх меры. Имейте время для отдыха.
Бог желает, чтобы вы оставались в своём призвании, на своих местах,
внося свою часть в спасении мужчин и женщин, защищая их от сильных
потоков зла. Он желает, чтобы в не снимали с себя оружия пока Он не
повелит вам сделать это. Ещё немного и награда ожидает вас»»
(
В Духе. Т. е. в экстатическом состоянии. (Экстатическое состояние — душевное состояние, способствующее непосредственному слиянию с Божеством. По словарю Гавкина). Иоанн утратил всякую связь с земным и всё его существо предалось влиянию и голосу Св. Духа. Естественная сила осязания и восприятия полностью перешла в духовное восприятие.
День воскресный (в оригинале стоит — «день Господень»). Это выражение, которое только здесь появляется в Св. Писании подвергалось многочисленным толкованиям. Некоторые комментаторы уравнивают этот день с выражением «день Господень», как оно дано в Ветхом Завете ( Иоиль 2:11, 31. Зах. 1:14. Мал. 4:5. ср. с Деяниями 2:20). Рассматривая это выражение именно в таком разрезе, они говорят, что книга Откровение обращает наше внимание на последний великий день Господень, и все события, связанные с этим (см. Откровение 1:1). Быть «в Духе в день Господень» также можно понимать как быть перенесённым в видении за много столетий вперёд и видеть всё события, связанные с днём Господним. Однако, есть достаточно фактов, чтобы опровергнуть такие объяснения. Прежде всего слова «день Господень» очень ясно указывают на великий день Божий и на греческом языке это так и есть буквально ( 1 Кор. 5:5. 2 Кор. 1:14. 1 Фес. 5:2. 2 Пет. 3:10). Второе, смысл стихов Откровение 1:9, 10 означает, что слова «день Господень» относятся больше ко времени, когда Иоанн видел видение, а не к тому, что он видел. Иоанн говорит о своём местонахождении, остров, называемый Патмос ( 9 ст.), указывает на причину своего пребывания там «за Слово Божие» и говорит о своём состоянии в видении «в духе». Все эти скупые предложения говорят о тех обстоятельствах, при которых было дано видение и вполне логично придти к выводу, что следующий факт будет говорить о времени, когда было дано Откровение. Многие из комментаторов и придерживаются этого мнения.
Хотя это выражение «в день Господень» и единственное в своём роде, которое встречается в Писании, всё же этот термин имеет длинную историю. В трудах отцов церкви этот термин — «куриаке хемера», что означает первый день недели и в современной Греции этот термин также означает первый день недели — воскресенье. Эквивалент этого слова с латинского — доминика, что означает воскресенье, проник в испанский, французский и другие языки. Поэтому многие богословы считают, что «куриаке хемера» в данном месте относится к воскресенью и что Иоанн не только получил видение в этот день, но также признал этот день как «день Господень», как день, в который родился Господь.
Для определения такого толкования есть положительные и отрицательные причины. Прежде всего существует так называемый принцип исторического метода, согласно которому любая ссылка или место объясняются только в терминах того времени и современности по отношению этого вопроса, а не историческими данными позднего периода. Этот принцип имеет важное значение при разрешении вопроса о выражении «день Господень». Хотя этот термин часто встречается в трудах отцов церкви в значении воскресенья, всё же первое такое значение этого выражения мы встречаем во 2 столетии в апокрифическом Евангелии в труде о Петре, где день воскресения Христа назван «Господень день». Так как этот документ был написан по крайней мере три четверти столетия после того, как Иоанн написал Откровение, он не может считаться доказательством того, что слова «Господень день» использованные Иоанном в его дни относятся к воскресенью. Можно привести бесчисленные доказательства того, с какой быстротой слова меняют своё значение. Поэтому для определения выражения «день Господень» лучше всего обратиться к Св. Писанию и к литературе.
Исследуя Св. Писание мы видим, что оно нигде не признаёт воскресенье, как день, имеющий какую-либо религиозную связь с Господом, но очень часто повторяются такие места, где седьмой день — суббота, назван особенным, Господним днём. Бог освятил этот день и благословил его (см. Быт. 2:3). Он заявил, что этот день должен быть памятником Его творческой деятельности (см. Исх. 20:11). Он особенным образом подчёркивает этот день и называет его «Мой святой день» (см. Ис. 58:13). Иисус назвал Себя «Господином Субботы» ( Мк. 2:28) в том смысле, что как Господин людей, Он был также Господином над тем, что Он сделал для человека, т. е. субботой. Следовательно, если эти слова «Господень день» объяснить во свете фактов времён Иоанна и во свете его времени, то можно только сказать, что этот был тот единственный день, который и является седьмым днём — субботой.
Археологические раскопки проливают дополнительный свет в выражении «куриаке хемера». Из найденных папирусов и свитков императорского двора периода римской истории стало известным, что в Египте и Малой Азии слово «куриакос» — мужского рода от «куриаке» называлась императорская сокровищница и императорское служение. Это становится особенно понятным при том факте, что римского императора часто называли на греческом языке «Господом» и отсюда его сокровищница и служба получили название «сокровищница Господня» и «служба Господня». Таким образом, слово «куриакос» было очень известным словом в римском официальном языке при определении этих понятий, имеющих прямое отношение к императору. Одно из таких письменных доказательств, принадлежащих к 68 г. по Р. Хр. и дошло до нас. А отсюда и нетрудно сделать вывод, что во дни Иоанна слово «куриакос» было общеупотребительным (Труды Адольфа Диссмана. « Свет с древнего Востока» 357—361 стр.).
На других свитках, принадлежащих истории Египта и Малой Азии термин «себасте» равный греческому «аугустус», т. е. Божественный, часто определяет название дня. Очевидно, так обозначались особенные дни императора. Некоторые утверждают, что термин «куриаке хемера» употреблено и Иоанном как ссылка на императорский день. Но тем не менее, это утверждение сомнительно по двум причинам. Прежде всего, хотя в то время императорские дни и носили особенные названия, и хотя термин «куриакос» употреблялся для определения вещей имеющих отношение к императору, всё же нет ни одного примера, чтобы слово «куриакос» было употреблено для определения императорского дня. Но это не может считаться исчерпывающим доказательством, так как всё это принадлежит глубокой древности. Тем не менее возникает другое доказательство против убеждения, что слова Иоанна «куриаке хемера» имеют отношение к императорскому дню, и это доказательство заслуживает особенного внимания. Как известно, что Иудеи в первом столетии (см. историю Иосифа «Война») и христиане во втором столетии (см. «Мученичество Поликарпа») отказались называть кесаря «куриос», что значит «Господь». И даже невозможно представить себе, что Иоанн мог ссылаться на императорский день, называя его «днём Господним», да ещё в то время, когда он и его собратья христиане были так жестоко преследуемы за отказ поклониться изображению императора. Гораздо логичней предположить, что Иоанн специально выбрал выражение «куриаке хемера» для субботнего дня, чтобы таким образом засвидетельствовать о том, что как император имеет свои собственные дни, так и его Господин, ради Которого он теперь страдает, также имеет Свой особенный день.
Как бы трубный. Сравнение с трубой указывает на силу и глубину голоса.
Я есмь Альфа. см. 8 ст. Принимая во внимание 17 и 18 стихи, становится очевидным, что в данном случае эти названия особенным образом относятся ко Христу.
От 4 до 10 стиха Иоанн, обращаясь к семи церквям, излагает те обстоятельства, при которых ему было дано Откровение. Но начиная с 11 стиха, он указывает на Христа, как на единственного Автора книги Откровения. Потому, что ещё с первого стиха он заявляет: «Откровение Иисуса Христа». А по смыслу, само Откровение начинается с 11 стиха.
9 — 10 ст. «Когда Иоанн был разлучён с теми,
кого он любил и сослан на одинокий скалистый о. Патмос, Христос знал
где найти своего верного свидетеля. Иоанн говорит: «Я Иоанн,
был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство
Иисуса Христа». « Я был в духе в день Господень и слышал
позади себя громкий голос». Господень день — это седьмой
день, т. е. суббота творения. В тот день, который Бог освятил и
благословил, Он и послал Своего «Ангела» к Своему слуге
Иоанну, чтобы тот передал ему всё то, что должно произойти в
заключительные дни истории мира и Он надеется, что и мы не останемся
безучастными ко всему этому» (
Что видишь. В книге Откровения зрительные и слуховые восприятия являются доминирующими (см. 2 ст.). Иоанн видел видения: перед ним как в панораме проходили символические картины, которые он с такой предельной точностью и полнотой описал, на что только способен ограниченный человеческий язык. Многие из этих символов представляют из себя величайшие истины, далеко превосходящие человеческую возможность выразить их словами. Временами мы видим, что апостол не в состоянии найти нужных слов для полного описания того, что он видел, как например, когда он созерцает престол Божий (см. 4:3, 6). Тем не менее, его описание величия Божия во вселенной, интенсивность и борьба между Христом и сатаной; слава окончательной победы — описаны с редчайшим мастерством и предельной ясностью во всём Писании.
Книга. Греческое слово «библион», свиток. Самое обычное, типичное слово, которое употреблялось во дни Иоанна.
Семи церквям. Последовательность, с которой эти церкви перечисляются здесь, а также во второй и третьей главах представляют географический план размещения этих церквей и тот порядок, с каким и передаются написанные письма на Патмосе в Асию.
Здесь впервые мы встречаем выражение «семи церквям» (На русском языке просто говорится церквям, входящих в серию числа семь в Откровении). Есть также и семь духов ( 4 ст.), семь светильников ( 12 ст.), семь звёзд ( 16 ст.), семь огненных лампад ( 5 ст.), книга, запечатанная семью печатями ( 5:1), семь рогов и семь глаз Агнца ( 5:6), семь ангелов с семью трубами ( 8:2), семь громов ( 10:4), дракон с семью головами и семью и десятью рогами ( 12:3), зверь с семью головами ( 13:1), семь ангелов с семью чашами, наполненных семью язвами ( 15:1), и зверь с семью головами, которые как сказано являются и семью горами и семью царями ( 17:3, 9, 10). Такие частые повторения числа семь в применении различных предметов носят, конечно символический характер. Во всём Писании число семь при символическом употреблении обычно выражает полноту, совершенство.
Что касается числа семь в применении к церквям, то это имеет особенное значение, так как в Асии было больше, чем семь церквей. Например в Новом Завете в Кол. 1:2 и 4:3 упоминается ещё две других церкви Колоссы и Иераполь. Поэтому логично придти к выводу, что Господь избрал семь упомянутых здесь церквей, потому, что они были типичными для состояния церкви в целом — как апостольских времён, а также на протяжении всей христианской эры.
Вести к семи церквям вполне соответствовали церкви дней Иоанна. Если бы это не было так, тогда эти послания ввели бы в заблуждение верующих в Асии и разочаровали их. см. Откровение 1:3. Иоанн проявил бы себя как лжепророк, если бы вести, написанные им для церквей не открывали бы их духовной нужды. Эти вести были разосланы в то время, когда верующие Асии переносили большие скорби и переживания, и посланные им слова обличения, утешения и славные обетования поддерживали их и ободряли. Принимая эти послания верующие Асии должны были таким образом понять в духовном свете драму великой борьбы остатка народа Божия и твёрдо верить в окончательное торжество Христа и Его церкви.
Поскольку число «семь» означает полноту, как выше уже говорилось об этом, вполне разумно придти к выводу, что эти вести относятся по своему содержанию ко всей церкви, на любом этапе её истории и времени; так как вне всякого сомнения отдельные общины на протяжении христианской истории всегда находили и находят в этих вестях всё нужное и характерное для себя. Поэтому, без всякого преувеличения можно сказать, что эти вести носят универсальный характер, конечно частично имея отношение и ко дням Иоанна и также историческое применение ко всем грядущим поколениям. Один писатель-христианин, живший во втором столетии после смерти Христа писал: «Иоанн пишет к семи церквям, но он говорит ко всем». Хотя, например, весть к Лаодикийской церкви относится особенным образом к церкви наших дней, но вести данные другим церквям, также содержат слова предостережения и наставления, которые очень поучительны и полезны для нас.
10 — 13 ст. «Была суббота, когда Господь славы
явился изгнанному апостолу. Иоанн также свято соблюдал субботу на
Патмосе, как и тогда, когда он проповедовал людям в городах и
селениях Иудеи. Иоанн смотрел на обетования данные относительно этого
дня, как на имеющие к нему прямое отношение» (
11 ст. «Христос повелел апостолу записать всё то, что
было открыто ему. «То, что видел, напиши в книгу», —
повелел Он — «и пошли церквям, находящимся в Асии...» Имена
семи церквей имеют символическое значение относящееся к церкви во все
периоды христианского времени. Число семь означает полноту и
символически говорит о том, что данные вести простираются до конца
времени, в то время, как символические названия указывают на
состояние церкви в различные периоды в истории мира» (
Чтобы увидеть голос. Т. е. чтобы увидеть того, кто говорит.
Светильники. Наши современные лампы не имеют ничего общего с лампами древнего образца, которые представляли из себя неглубокую чашечку, наполненную маслом и с помещённым туда фитилём.
В 20 стихе такими светильниками представлены семь церквей и следовательно, вся церковь (см. 11 ст.). Благородный металл, из которого они сделаны, говорит о том, как церковь дорога в очах Божиих. Иоанн видит Христа ходящим среди светильников, что указывает на его постоянное, неотлучное присутствие в церкви (см. Мф. 28:20, ср. с Кол. 1:18).
Данная здесь ссылка на семь золотых светильников напоминает о семи золотых светильниках во святом земного святилища ( Исх. 25:31—37). Конечно эти светильники отличаются от семисвечного ветхозаветного светильника, так как Иоанн видел Христа, ходящего среди них (см. Откровение 1:13; 2:1). Эти «семь... светильников», символизируют собой церковь на земле и поэтому, конечно не могут являться небесной копией семисвечного светильника в земном святилище.
Сын Человеческий. Эти слова относятся ко Христу. В Новом Завете Христос 80 раз назван «Сыном Человеческим». Иоанн впервые видит Христа в видении. Кто это прославленное существо? Своим видом Он не напоминает ни ангела, ни другое небесное существо, но человека. Он в человеческом теле, хотя и окружён ослепительной славой и величием.
Хотя Иоанн и писал книгу Откровения на греческом языке, но он чаще прибегал к своим родным арамейским выражениям, чем греческим (Арамейский язык — это еврейский язык новозаветных времён). В частности это относится и к выражению «Сын Человеческий», что просто означает «человек». Таким же путём можно рассматривать и выражение «сыны воскресения» ( Лк. 20:36), что просто означает воскресшие люди. Потом ещё выражение «сыны царства» ( Мф. 8:12) — люди достойные быть в царствии. «Сыны брачного чертога» ( Мф. 19) — брачные гости; «сыны мира сего» ( Лк. 16:8) — те, кто живёт для этого мира; «сыны гнева» ( Еф. 2:3) — люди, достойные наказания по причине своих злых дел; «сыны Ваала» ( 1Цар. 21:10) — люди недостойные, ничего не стоящие, по своим нравственным и моральным качествам.
Хотя прославленный Христос и являлся Иоанну окружённый неземным величием, всё же Он показался ему в виде человека. Хотя Христос и был вечно сущим, как второе лицо после Бога, но Он всегда останется с однажды принятым на Себя человеческим образом. Какое утешение сознавать, что наш вознёсшийся, прославленный Бог является нашим Братом в человеческом образе и в то же самое время Богом!
Облечённого в подир. Длинная одежда — как символ достоинства.
Перси. Т. е. грудь.
13 ст. «Как Личность Бог открыл Себя в Своём Сыне». И будучи сиянием славы Отца и выражением Его образа, Иисус как личный Спаситель пришёл в этот мир. Как личный Спаситель Он и вознёсся на небо. Как личный Спаситель Он и ходатайствует в небесных дворах. А перед троном Божиим Он служит в наших интересах, как подобный Сыну Человеческому».
«Когда Бог приготовился к тому, чтобы открыть возлюбленному
Иоанну историю церкви в будущих веках, Он дал ему заверение в том,
что Спаситель питает глубокий интерес к церкви, и что Он заботится о
Своём народе, давая ему доказательства, как «подобный Сыну
Человеческому», ходит среди светильников, символизирующих собой
семь церквей. Когда Иоанну была показана последняя великая борьба
церкви с земными силами, ему также было разрешено увидеть и
окончательную победу и освобождение искупленных» (
13 — 15 ст. «Венчающим актом в величайшей драме
обольщения будет представление Христа сатаной. Церковь давно делала
вид, что ожидает Спасителя как самое заветное исполнение своих
надежд. Теперь великий обманщик сделает вид пришествия Христа. В
различных странах сатана будет появляться среди людей как небесное
величие, окружённый ослепительным блеском, напоминая собой, данное
через Иоанна в Откровении описание Сына Божия (
Откровение 1:13—15).
Слава окружающая его превосходит собой всё когда-либо виденное
смертными глазами человека. Торжественные возгласы наполняют воздух:
«Христос пришёл! Христос пришёл!» В величайшем обожании
люди падут перед ним; в то время как он поднимет руки и будет
благословлять их, как это делал и Христос, когда Он был на земле.
Голос его нежный, негромкий, мелодичный. Словами, полными сострадания
он будет говорить о небесных истинах, сказанных когда-то Христом; он
будет исцелять болезни людей и затем «выдавая себя за Христа»
объявит, что он изменил субботу на воскресенье и повелевает всем
святить этот день, благословлённый им. Он заявит, что все упорно
продолжающие соблюдать седьмой день хулят его имя, отказываясь
слушать ангелов, посланных им со светом и истиной. Какой сильный и
почти преодолевающий обман!» (
Белы как белая волна. Иоанн прибегал ко всевозможным сравнениям, комбинациям, словосочетаниям, что только точнее выразить то, что он видел в видении. Увидев впервые такую ослепительную белизну волос, появившегося перед ним Существа, он воспользовался таким сравнением. Но потом он уже прибегал к слову «снег». Возможно, что он вспомнил и описание, данное в Дан. 7:9.
Пламень огненный. Т. е. «горящее пламя», подчёркивающее величие и блеск Его вида и силу взгляда.
14 — 15 ст. «Его волосы были белы и волнами
ниспадали на плечи; на голове у Него было много венков. Ноги Его
имели вид огня, в правой руке Он держал острый серп, а в левой —
серебряную трубу. Его глаза как пламень огненный, пронизывали Его
детей» (
«Вскоре показалось большое белое облако, на котором сидел
Сын Человеческий... когда это живое облако величия и невыразимой
славы приблизилось, мы могли видеть малое лицо Иисуса. На Нём больше
не было тернового венка, но диадема славы увенчивала Его святое лицо.
На Его одежде и бедре были написаны слова: «Царь царей и
Господь господствующих». Его лицо сияло, как полуденное солнце,
Его глаза сверкали как огненный пламень и Его ноги имели вид
сверкающей меди. Его голос был подобен многочисленным музыкальным
инструментам» (
14 — 17 ст. «Иоанн видел своего Учителя в Гефсимании;
Его лицо, по которому струились кровавые капли пота. Его «лик
был обезображен, паче всякого человека». Он видел в Его руках
римских солдат; одетого в изношенную багряницу и с терновым венком на
голове. Он видел Его висящим на Голгофском кресте и сделавшегося
предметом самого жестокого издевательства и оскорбления. Теперь же
Иоанн снова увидел своего Господа. Но как изменился Его облик! Он не
был уже больше «мужем скорбей», отверженным и осмеянном
людьми». «Он был облечён в одежды небесного света. Его голос был
подобен мелодичному голосу многочисленных вод. Его лицо сияло как
солнце. В Своей руке Он держал семь звёзд и из Его уст исходил с двух
сторон острый меч, как эмблема могущества Его Слова. Весь о. Патмос
был озарён величием славы воскресшего Господа. «И когда я
увидел Его», — пишет дальше Иоанн, — «то пал
к ногам Его как мёртвый». И Он положил на меня десницу Свою и
сказал: «не бойся». Иоанн был физически подкреплён, чтобы
он мог перенести присутствие своего прославленного Господа. Затем
перед его изумлённым взором была открыта слава неба» (
Халколиван. Греческое слово. Металл, подобный золоту и имеющий горящий и сверкающий вид.
Раскалённые. «Горящие». По содержанию текста — сверкающие, создающие своим блеском такое впечатление.
Вод многих. Во дни Иоанна рёв океана и рёв ударов грома характеризовали собой самые мощные и сильные звуки. И в наши дни благодаря своей непревзойдённой глубине и величию эти силы природы являются символом голоса Творца.
Десница. Правая рука. Здесь рука Божия олицетворяет Его силу сохранять и поддерживать.
Семи звёзд. Так символически представлены «ангелы» вестники, посланные к семи церквям (см. ст. 20).
Выходил. Форма греческого глагола, обозначающее постоянное действие. Сила Христа находится в постоянном действии, в постоянной работе.
Острый с обеих сторон меч. Символически выражен авторитет Христа производить суд. То, что меч был отточен с обеих сторон говорит о силе Его решений и о готовности совершить суд.
Как солнце. Солнце — одно из самых ослепительных светил известных когда-либо человеку.
16 ст. «Служители Божии символически представлены семью звёздами, которые держит в Своей руке Первый и Последний и Который проявляет о них Свою особенную заботу и покровительство. Святое влияние, которое должно наполнять церковь связано со служителями Божиими, которые должны отражать в свою очередь любовь Христа. Небесные звёзды находятся под контролем Божиим и Он даёт им свет. Он управляет их движением. Если бы Он не делал этого они упали бы. Так дело обстоит и со служителями. Они только орудие в руках Его и всё доброе, что исходит от них, всё совершается Его силой.
Подобно тому, чем звёзды являются для нашей земли, так и Бог к
чести Христа делает Своих служителей большим благословением для
церкви через работу Св. Духа. Спаситель должен быть их силой. Если
они будут смотреть на Него, как Он смотрит на Своего Отца, тогда они
будут совершать Его дело. Если они всецело будут зависеть от Бога,
тогда Он даст им от Своего света, который отразится в мире»
(
Как мёртвый. Такое состояние было у всех, когда они в видении видели небесное существо во всей Его славе (см. Иез. 1:28; 3:23; Дан. 8:17; 10:7; Деяния 9:4; ср. с Ис. 1:5). Сравните с опытом, пережитым Даниилом ( Дан. 10:7—10). Человек, удостаивающийся такой чести при сознании своего нечестия и недостоинства совершенно теряет над собою власть.
Не бойся. Обыкновенно в таких случаях пророки были подкреплены прикосновением руки ( Иез. 2:1. 3:24. Дан. 8:18. 10:8—12, 19. ср. Ис. 6:6, 7). Часто небесный гость говорил: «не бойся», чтобы успокоить естественный страх и волнение (см. Суд. 6:22, 23. 13:20—22. Мф. 28:5. Лк. 1:13, 30. 2:10).
Первый и последний. см. 8 ст. Употреблённое здесь выражение очевидно заимствовано из Ис. 44:6.
17 ст. «Если Его дело... то он получит награду».
«Какая славная награда ожидает верных работников, которые соберутся
пред престолом Божиим и Агнца. Когда смертный Иоанн увидел славу
Божию он упал как мёртвый; он не был в состоянии перенести этой
картины. Но когда смертное облечётся бессмертием, искупленные будут
подобны Иисусу, ибо увидят Его как Он есть. Они будут стоять перед
престолом зная, что они приняты. Все их грехи изглажены и беззакония
удалены. Теперь они будут взирать на немеркнущую славу, исходящую от
престола Божия. Они были соучастниками в страданиях Христовых; они
вместе с Ним над совершением плана искупления и теперь они также и
участники с Ним и в радости, видя спасённые души посредством своей
работы, которые будут славить Бога во всю вечность»
(
И живой. Использованная здесь форма глагола означает
постоянное, пребывающее жизненное состояние. Это заявление
приобретает особенное значение ввиду того, что Он «был мёртв».
Во Христе есть жизнь первоначальная, не заимствованная, неизмеримая»
(
Был мёртв. Ссылка на распятие. Прямое указание на то, что стоящим перед Иоанном был Христос.
И се жив. «Я живу», т. е. Я продолжаю жизнь,
жизнь без конца. Хотя Он и умер ради человека, но Он продолжает жить,
ибо Он Бог. «Божественность Христа есть надежда каждого
христианина на вечную жизнь» (
Ключи. Ключи являются символом силы и правосудия. ср. с Мф. 16:19, Лк. 11:52.
Ада. «Жилище мёртвых», могила (см. Мф. 11:23). Воскресение Христа есть надежда на то, что праведные воскреснут «воскресение в последний день» ( Ин. 11:24), чтобы вечно жить (см. Ин. 11:25. Откровение 1:5).
18 ст. «Во всех наших испытаниях мы имеем такого
Друга, Который никогда не отказывается помочь нам. Он не оставляет
нас одних бороться с искушением и злом, под давлением которого мы в
конце концов пали бы. Хотя Он и невидим для нас, но ухом веры мы
сможем услышать Его голос, говорящий: Не бойся, ибо Я с тобою. Я
живой. И был мёртв и се жив во веки веков. Я уже раньше перенёс твою
печаль; прошёл через твои испытания и грудью сражался с твоими
искушениями. Я сочувствую твоим слезам, ибо и Я некогда проливал их.
Самые глубокие душевные муки, каким когда-либо внимало человеческое
ухо, известны Мне. Не думай, что ты одинок и оставлен. Хотя твоё
страдание не трогает ни одной сердечной струны на земле, но ты смотри
на Меня и будешь жить. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость
Моя не отступит от тебя и завет мира Моего не поколеблется, говорит
милующий тебя Господь.» (
Ис. 54:10.
«Я есть воскресение и жизнь».
«Лично во Христе был
источник жизни, не заимствованный, но самостоятельный. «Кто
имеет Сына, имеет и жизнь». Божественность Христа является
гарантией для каждого верующего в получении вечной жизни»
(
«Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим и Я возлюблю
его и явлюсь ему Сам». «Иисус читал будущность Своих учеников.
Он видел одних на эшафоте, других на кресте; иных сосланных в
одинокое заточение среди пустынных морских скал; других гонимыми и
убитыми. Он ободрял их обетованиями, что во всяком испытании Он будет
с ними. И эти обетования ничего не утратили в своей силе. Господь
знает всё о слугах Своих, которые ради Его имени брошены в тюрьмы,
изгнаны на пустынные острова. Он утешает их Своим присутствием. Когда
за истину христианин стоит за барьером нечестивого суда Христос
находится возле него. Все оскорбления, которые падают на него, падают
на Христа. В таких случаях Христос вновь осуждается в лице Своего
ученика. Когда кто-либо брошен в карцер, среди мрака темничных стен
Христос услаждает сердце узника Своей любовью. Когда кто-либо отдаст
жизнь свою за Него, Он говорит: «И живой и был мёртв и се, жив
во веки веков, аминь; имею ключи ада и смерти». Жизнь отданная
ради Меня сохраняется для вечной славы» (
«Когда мы теряем наших близких Христос утешает нас вечной
надеждой. «От власти ада Я искупил их, от смерти избавлю их;
Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?» (
Ос. 13:14). «Я жив
и был мёртв и се, жив во веки веков... И имею ключи ада и смерти»»
(
«Ни одно пятно самовозвышения не должно чернить нашего
служения. «Вы не можете служить Богу и Маммоне».
Возвысьте Его, мужа Голгофы. Возвысьте Его вашей живой верой в Бога,
чтобы ваши молитвы приносили вам победу. Отдаём ли мы себе отчёт, как
Иисус близок к нам? Он обращается к каждому из нас отдельно. Он
откроет Себя каждому, кто желает быть облечённым в одежды Его
праведности. Он говорит: «Я Господь, твой Бог, держу тебя за
правую руку». Будем там, где Он может держать нас за руку, где
мы можем с уверенностью слышать голос, исполненный твёрдости и
власти: «Я жив и был мёртв, и се, жив во веки веков»»
(
18 — 20 ст. см. комментарии к 11 стиху.
Напиши. Повторение данного повеления в 11 стихе.
Что есть. Некоторые придерживаются того мнения, что эта фраза описывает настоящее историческое положение, в особенности, что касается церкви. Они считают, что в противоположность словам «что ты видел» — видение о Христе ( 10— 18 ст.). Слова «что есть и что будет» относятся к историческим событиям, представленным символически. Другие придерживаются того мнения, что все эти три выражения просто относятся к тому, что Иоанн видел, и то что он ещё увидит в будущем (ср. с 11 ст.).
Тайна. Имеет отношение к человеку, который посвящается во что-либо неизвестное другим ( Рим. 11:25). В ранний христианский период термин «тайна» не означал что-то такое, что нельзя было понять, как это слово сегодня имеет значение. Но это слово означало то, что его можно было знать, понять, только тем, кому открывали это, т. е. кто имел право знать это. Таким путём и Христос сказал Своим ученикам, что им «было дано знать тайны царствия небесного» но не всем ( Мф. 13:11). Павел говорит о воскресении, как о тайне ( 1 Кор. 15:51) и часто ссылается на план спасения ( Рим. 16:25, 26).
В найденных свитках Мёртвого моря в статье «Руководство по вопросам дисциплины» 5 т. 91—92 стр, где идёт речь о спасении, мы встречаем подтверждение такого представления о выражении «тайна». Свет всего моего сердца проникнет в эту тайну. Термин «тайна» часто повторяется в этом свитке. Это выражение было обычным в мистике языческой религии. Здесь выражение «тайна» относится к «семи звёздам» и подчёркивает необходимость в объяснении значения этого символа. Следовательно в книге Откровение слово «тайна» означает загадочный символ, который будет объяснён тем, кто будет «соблюдать записанное в этой книге». Символы в книге Откровения также означают чудеса (см. 12:1) и знамения ( 15:1).
Семь звёзд. см. 11 и 16 стихи. Настоящий стих является местом между 12— 19 и вестями 2 и 3 глав. Он объясняет символы 12 и 16 стихов и прокладывает путь к посланиям для каждой церкви.
Ангелы. Буквально «вестники», небесные или же люди. Это слово греческое. Это выражение применено и к людям ( Мф. 11:10. Мк. 1:2. Лк. 7:24, 27. 9:52, ср. с 2 Кор. 12:7). Предположено, что ангелы семи церквей представляют собой старейшин, руководителей времён Иоанна и что Господь дал им эти вести, чтобы они передали их своим общинам. Тем не менее, нужно сказать, что за исключением «ангелов» семи у церквей, так как оно выражено на греческом языке, «ангелы» больше не употребляются Иоанном по отношению к людям во всех 75 примерах. Но с другой стороны кажется совершенно маловероятным, что Бог посылал вести буквальным ангелам через Иоанна, и поэтому сравнение ангелов с руководителями церкви остаётся в силе.
7 светильников... 7 церквей. см. 12 и 4, 1 ст.
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |